ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ОСТЕОПАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ В ПЕДИАТРИИ
Каждому практикующему остеопату приходилось встречаться с одним из наиболее часто встречающихся симптомов перинатальной энцефалопатии (ПЭП) — пирамидной недостаточностью, или же одним из ее составляющих — “цыпочками”. На мой взгляд, это одна из самых важных моделей, оправдывающих остеопатическое вмешательство в организм ребенка в как можно более ранние сроки. Чем же опасны “цыпочки”? Почему так важно именно остеопату начинать лечение пирамидной недостаточности? За мою практику сложилась “коллекция” из 5 случаев экстремального развития этого синдрома, о чем будет рассказано ниже. Во всех 5 наблюдениях были дети, рожденные путем кесарева сечения, и их неонатальный период протекал без особенностей. С 1 месяца у всех был установлен диагноз: ПЭП с гипертензионным синдромом, синдромом двигательных нарушений (синдромом пирамидной недостаточности) без выраженной латерализации. Таким детям была назначена стандартная посиндромная фармакотерапия, физиотерапия и массаж, направленный на устранение двигательных и тонических дефектов, постановки ребенка на полную стопу. Однако, за первоначальным благополучием, после массажа и на в период от 3 до б месяцев жизни, ребенок, вне зависимости от места (дома или на улице) и времени, заплакав и набрав полную грудь воздуха для передышки, перестает дышать, синеет, теряет сознание, что продолжается достаточно долго — до нескольких минут у одного из них. Остальным довольно быстро удалось восстановить дыхание, и они развивались дальше без неврологических дефицитов, хотя на фармакологической коррекции — диагноз эпилептолога звучал как “респираторно-аффективные судороги”. Клиническая смерть, перенесенная одним ребенком, привела к грубому органическому поражению центральной нервной системы, к олигофрении и эписиндрому. Что же произошло, почему дети перестали дышать? Ответить на этот вопрос довольно сложно, основываясь только на знаниях классической неврологии.
Организм человека является сложной саморегулирующейся системой, и в нем ничего не бывает зря. Не бывает в стройной физиологической системе “лишнего”, неоправданного гипертонуса или раздражающего рефлекса — всему должно быть то или иное физиологическое объяснение — конечно, если система сильно не повреждена. В нашем случае “цыпочки” были самым дистальным проявлением попытки организма поддерживать нормальную внутричерепную гемо-и ликвородинамику. Напряжение задней группы мышц нижних конечностей приводит к выведению крестца в положение, соответствующее положению экстензии в первичном дыхательном механизме. С крестца посредством твердой мозговой оболочки и мышечно-тонических рефлексов это движение передается до самого основания черепа и позволяет черепу совершать более свободное движение в направлении экстензии. Студенты — остеопаты знают, чтобы усилить экстензию черепа, необходимо попросить пациента осуществить плантарную флексию стоп (эта ситуация моделируется высокими каблуками у женщин). При родах путем кесаревого сечения из- за несоответствия внутрибрюшного и атмосферного давлений при неконфигуриро- ванной головке нередки повреждения в сфенобазилярном синхондрозе черепа по типу гиперфлексии, которые и приводят к постепенной задержке жидкости в полости черепа, нарушению взаимоотношений приток-отток крови и неравномерности перфузии жидкостей в мозге. Положение затылка и гиперфлексия черепа и приводят к раздражению адаптирующего рефлекса, который и “выставил” крестец в коррекционное положение.
Но почему же все-таки эти дети перестали дышать? Опять же, для того, чтобы усилить флексионное движение черепа, можно попросить пациента задержать дыхание на высоте вдоха. Апноэ на вдохе замедляет движение жидкостей в полости черепа и усиливает флексию в сфенобазилярном симфизе. Факт того, что у всех этих детей остановка дыхания произошла при апноэ на высоте вдоха, видимо, говорит о том, что резкое повышение внутричерепного давления на гипертен- зионном фоне и вызывает угнетение дыхательного центра в 4 желудочке мозга.
Я надеюсь, что эти 5 случаев из практики будут напоминать коллегам о необходимости пытаться обнаружить причины проблемы, а не бросаться на очевидные следствия и адаптации.
Писковацков Д. В.
Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины, Санкт-Петербург, Россия