Медицинская Ассоциация Профессиональных Остеопатов

Медицинская ассоциация профессиональных остеопатов


Примеры из практики

Случай из практики:
Довольно часто ко мне  на приём попадают дети с задержкой речевого развития в виде :
— заикания
— нарушения темпа речи
— нарушения плавности речи
— отсутствия речи у детей 3-4 х летнего возраста
Задержка речевого развития может быть проявлением  психологического дискомфорта, грубой неврологической патологии, минимальной мозговой дисфункции, возникшей у ребёнка в результате родовой травмы.
Чаще всего именно родовая травма (ранние или преждевременные роды, осложнения в родах), интенсивная терапия новорождённых повышают риск развития психоречевых нарушений у детей.
 Второй значимой причиной речевых нарушений, на мой взгляд, является вакцинация детей имеющих разной степени неврологическую симптоматику. Особенно это касается детей, у которых начало вакцинации приходится на возраст 1,3 — 1,7 лет. Именно в этот период ребёнок старается активно использовать речь как средство коммуникации, и этот процесс тесно связан со становлением функции лобных долей головного мозга и механизмов внимания. И, как правило, эти зоны мозга в этот возрастной период  являются наиболее уязвимыми для действия прививок ( я наблюдаю дисфункцию движения лобных костей,лобной доли головного мозга, скручивание твёрдой мозговой оболочки  больше в этом отделе).
Как остеопат может помочь?
Исходя из названных мной основных причин речевых нарушений, первый раз ребёнка надо показать остеопату в ближайшее время после родов. Выполняя процедуру у детей до 3 — 6 месяцев, я устраняю напряжения в подзатылочной и шейной области, выполняю декомпрессию черепа, снимаю напряжения твёрдой мозговой оболочки на всём её протяжении. Обращаю внимание на силу сосательного рефлекса и глотания, наличие или отсутствие колик, набор веса и общее развитие малыша.
Все эти действия позволяют улучшить метаболизм в тканях, сбалансировать тонус нервной системы, нормализовать гемоликвородинамику. Это обязательно надо объяснить родителям малыша, чтобы они понимали значимость остеопатических процедур.
Обязательно назначается остеопатический приём после выполнения прививок.
Если же ко мне на приём приходит ребёнок, у которого  уже сформировалось нарушение речи, то особенно тщательно я работаю в зонах, связанных с речью, чтобы снять там ограничения.
Это: — шейный отдел позвоночника
        — кранио-вертебральный переход
        — лобная зона
        — височная и затылочная область
        — твёрдая мозговая оболочка
        — мышцы подъязычной области
        — желчевыводящие пути
Также я рекомендую родителям занятия с грамотным и высококвалифицированным логопедом, а также самим принимать активное участие в становлении речевых навыков ребёнка ( как можно больше разговаривать с ребёнком, увлекательно читать ему книги, весело проговаривать четверостишья во время прогулок, перед сном, во время выполнения бытовых ритуалов, таких как умывание, чистка зубов) . Также усиливает терапевтический эффект тренировка указательного жеста и пинцетного хвата, так как в этот момент включается система обратной связи и лучше стимулируется развитие речи. Можно использовать для этого упражнения по сортировке фасоли, захват пальчиками кусочков пищи, сдувание пёрышка или снежинки, чтобы усилить тонус круговой мышцы рта.
Конечно, логопедические методики и упражнения очень важны, но надо донести до родителей необходимость своевременного остеопатического осмотра и лечения, для того чтобы улучшить кровоснабжение мозга ребёнка и оказать полноценную помощь в  речевом развитии.
А что Вы думаете, коллеги? Какие у Вас есть наблюдения в этой сфере деятельности? Давайте дискутировать об этом.
С глубоким ко всем уважением, Углова Н.Н, врач-остеопат Европейского остеопатического центра г.Санкт-Петербург, председатель комитета по лечебной практике.

ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ОСТЕОПАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ В ПЕДИАТРИИ

Каждому практикующему остеопату приходилось встречаться с одним из наи­более часто встречающихся симптомов перинатальной энцефалопатии (ПЭП) — пирамидной недостаточностью, или же одним из ее составляющих — “цыпочками”. На мой взгляд, это одна из самых важных моделей, оправдывающих остеопатичес­кое вмешательство в организм ребенка в как можно более ранние сроки. Чем же опасны “цыпочки”? Почему так важно именно остеопату начинать лечение пира­мидной недостаточности? За мою практику сложилась “коллекция” из 5 случаев экстремального развития этого синдрома, о чем будет рассказано ниже. Во всех 5 наблюдениях были дети, рожденные путем кесарева сечения, и их неонатальный период протекал без особенностей. С 1 месяца у всех был установлен диагноз: ПЭП с гипертензионным синдромом, синдромом двигательных нарушений (синдромом пирамидной недостаточности) без выраженной латерализации. Таким детям была назначена стандартная посиндромная фармакотерапия, физиотерапия и массаж, направленный на устранение двигательных и тонических дефектов, постановки ребенка на полную стопу. Однако, за первоначальным благополучием, после масса­жа и на в период от 3 до б месяцев жизни, ребенок, вне зависимости от места (дома или на улице) и времени, заплакав и набрав полную грудь воздуха для передышки, перестает дышать, синеет, теряет сознание, что продолжается достаточно долго — до нескольких минут у одного из них. Остальным довольно быстро удалось вос­становить дыхание, и они развивались дальше без неврологических дефицитов, хотя на фармакологической коррекции — диагноз эпилептолога звучал как “респи­раторно-аффективные судороги”. Клиническая смерть, перенесенная одним ребен­ком, привела к грубому органическому поражению центральной нервной системы, к олигофрении и эписиндрому. Что же произошло, почему дети перестали ды­шать? Ответить на этот вопрос довольно сложно, основываясь только на знаниях классической неврологии.

Организм человека является сложной саморегулирующейся системой, и в нем ничего не бывает зря. Не бывает в стройной физиологической системе “лишнего”, неоправданного гипертонуса или раздражающего рефлекса — всему должно быть то или иное физиологическое объяснение — конечно, если система сильно не по­вреждена. В нашем случае “цыпочки” были самым дистальным проявлением по­пытки организма поддерживать нормальную внутричерепную гемо-и ликвородина­мику. Напряжение задней группы мышц нижних конечностей приводит к выведе­нию крестца в положение, соответствующее положению экстензии в первичном дыхательном механизме. С крестца посредством твердой мозговой оболочки и мы­шечно-тонических рефлексов это движение передается до самого основания чере­па и позволяет черепу совершать более свободное движение в направлении эк­стензии. Студенты — остеопаты знают, чтобы усилить экстензию черепа, необходи­мо попросить пациента осуществить плантарную флексию стоп (эта ситуация моде­лируется высокими каблуками у женщин). При родах путем кесаревого сечения из- за несоответствия внутрибрюшного и атмосферного давлений при неконфигуриро- ванной головке нередки повреждения в сфенобазилярном синхондрозе черепа по типу гиперфлексии, которые и приводят к постепенной задержке жидкости в по­лости черепа, нарушению взаимоотношений приток-отток крови и неравномернос­ти перфузии жидкостей в мозге. Положение затылка и гиперфлексия черепа и приводят к раздражению адаптирующего рефлекса, который и “выставил” крес­тец в коррекционное положение.

Но почему же все-таки эти дети перестали дышать? Опять же, для того, чтобы усилить флексионное движение черепа, можно попросить пациента задер­жать дыхание на высоте вдоха. Апноэ на вдохе замедляет движение жидкостей в полости черепа и усиливает флексию в сфенобазилярном симфизе. Факт того, что у всех этих детей остановка дыхания произошла при апноэ на высоте вдоха, види­мо, говорит о том, что резкое повышение внутричерепного давления на гипертен- зионном фоне и вызывает угнетение дыхательного центра в 4 желудочке мозга.

Я надеюсь, что эти 5 случаев из практики будут напоминать коллегам о необ­ходимости пытаться обнаружить причины проблемы, а не бросаться на очевидные следствия и адаптации.

Писковацков Д. В.

Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины, Санкт-Петербург, Россия